Криминологическая безопасность образовательных организаций: проблемы понятийного аппарата

Раздел / Section

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ, УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО / CRIMINAL LAW AND CRIMINOLOGY, PENITENTIARY LAW

Страницы / Pages 

60–65

Тип статьи
Article Type

Научная статья
RAR

Автор
Author

СИДОРОВА Екатерина Закариевна – преподаватель кафедры уголовного права и криминологии Восточно-Сибирского института МВД России, кандидат юридических наук; ketrik6@mail.ru

Sidorova Ekaterina Z. – Lecturer of the Department of Criminal Law and Criminology at East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Candidate of Legal Sciences; ketrik6@mail.ru

Заглавие
Article name

КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ПРОБЛЕМЫ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА

Criminological Safety of Educational Organizations: Problems of Conceptual Apparatus

Аннотация
Abstract

Автор исследует отдельные теоретические положения, касающиеся криминологической безопасности образовательных организаций, а именно два ключевых термина, связанных с данным понятием: образовательная организация и объекты криминологической безопасности образовательных организаций. Раскрывается содержание каждого термина, предлагается определение. Рассматривая понятие «образовательная организация», исследователь обращается к статистическим данным, отражающим количественное состояние образовательных организаций различных типов, в том числе общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, а также общеобразовательных организаций, созданных при исправительных учреждениях. На основе проведенного анализа автор делает вывод, что в настоящее время наблюдается тенденция к сокращению количества образовательных организаций в России, что является криминологической угрозой для образования в целом. Увеличивающееся количество образовательных организаций, созданных при колониях, не свидетельствует о благоприятных последствиях для общества, поскольку на практике рабочие специальности, получаемые осужденными в таких образовательных организациях, часто оказываются невостребованными на рынке труда. Предлагая авторское определение понятия «объекты криминологической безопасности образовательных организаций», исследователь характеризует, в частности, такие объекты, как личность обучающихся и педагогов, образовательные организации как юридические лица, а также органы государственной и муниципальной власти, осуществляющие управление, контроль или иное взаимодействие с образовательными организациями.

In the article the Author refers to the study of certain theoretical provisions relating to the theme of criminological security of educational organizations, namely to the analysis of two key terms related to this concept: educational organization and objects of criminological security of educational organizations. The Author reveals each term, offers a definition, gives various examples. When studying the term “educational organization”, the researcher draws attention to the fact that the legislation provides for the possibility of obtaining education by persons held in correctional institutions of the penal correction system, in particular through the creation of educational organizations at correctional institutions. In this regard, the article presents and analyzes statistical data on the number of educational institutions in the colonies and the number of convicts studying in them in the Russian Federation in the modern period. It is concluded that at present, in the whole country there is a tendency to increase the number of educational organizations in the colonies, and persons studying in them. In practice, however, working professions received by convicts in such educational institutions are often not in demand in the labor market. Offering the author's definition of the term “objects of criminological security of  educational organizations”, the researcher names and reveals, in particular, such objects as the identity of students and teachers, educational organizations as legal entities, as well as state and municipal authorities engaged in management, control or other interaction with educational organizations.

УДК / UDK

343.9

DOI 10.19073/2306-1340-2019-16-1-60-65

Ключевые слова
Keywords

криминологическая безопасность, безопасность образовательных организаций, объект криминологической безопасности, защита обучающихся, криминологическая угроза

criminological security, security of educational organizations, object of criminological security, protection of students, criminological threat

Ссылки

References

1. Гиниятуллина Е. З. К вопросу о понятии криминологической безопасности системы общего и среднего профессионального образования // Вопросы управления. 2015. № 4 (35). С. 200–206.
2. Гиниятуллина Е. З. Объекты и субъекты криминологической безопасности системы общего и среднего профессионального образования // Сибирский юридический вестник. 2015. № 3. С. 63–69.
3. Зиядова Д. З. Теоретические и прикладные проблемы преступности среди учащихся общеобразовательных учреждений (региональный аспект) : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2006. 62 c.
4. Михайлова С. Н. Социально-криминологическая роль городских общеобразовательных школ в раннем предупреждении преступности несовершеннолетних : дис. ... канд. юрид. наук. Томск, 2007. 196 с.
5. Сазанова Е. А. Криминологическая характеристика и предупреждение молодежной преступности экстремистской направленности в Российской Федерации : автореф. дис. … канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2007. 23 с.

1. Giniyatullina E. Z. K voprosu o ponyatii kriminologicheskoi bezopasnosti sistemy obshchego i srednego professional’nogo obrazovaniya [On the Issue of Criminological Security Notion of General and Secondary Vocational Education System]. Voprosy upravleniya – Management Issues, 2015, no. 4 (35), pp. 200–206.
2. Giniyatullina E. Z. Ob”ekty i sub”ekty kriminologicheskoi bezopasnosti sistemy obshchego i srednego professional’nogo obrazovaniya [Objects and Subjects of Criminological Security of the Russian Education System]. Sibirskii yuridicheskii vestnik – Siberian Law Herald, 2015, no. 3, pp. 63–69.
3. Ziyadova D. Z. Teoreticheskie i prikladnye problemy prestupnosti sredi uchashchikhsya obshcheobrazovatel’nykh uchrezhdenii (regional’nyi aspekt). Avtoref. dis. d-ra yurid. nauk [Theoretical and Applied Problems of Crime Among Students of Educational Institutions (Regional Aspect). Ext. Abstr. Dr. Legal Sci. Dis.]. Moscow, 2006. 62 p.
4. Mikhailova S. N. Sotsial’no-kriminologicheskaya rol’ gorodskikh obshcheobrazovatel’nykh shkol v rannem preduprezhdenii prestupnosti nesovershennoletnikh. Dis. kand. yurid. nauk [Socio-Criminological Role of Urban Secondary Schools in the Early Prevention of Juvenile Delinquency. Dr. Legal Sci. Dis.]. Tomsk, 2007. 196 p.
5. Sazanova E. A. Kriminologicheskaya kharakteristika i preduprezhdenie molodezhnoi prestupnosti ekstremistskoi napravlennosti v Rossiiskoi Federatsii. Avtoref. dis. kand. yurid. nauk [Criminological Characteristics and Prevention of Youth Crime in the Russian Federation. Ext. Abstr. Cand. Legal Sci. Dis.]. Rostov on Don, 2007. 23 p.

Скачать полный текст статьи

Скачать полный текст статьи / The full text of the article

Для цитирования: Сидорова, Е. З. Криминологическая безопасность образовательных организаций: проблемы понятийного аппарата [Текст] / Е. З. Сидорова // Вестник Омской юридической академии. – 2019. – Том 16, № 1. – С. 60–65. DOI: 10.19073/2306-1340-2019-16-1-60-65.

Reference to article: Sidorova E. Z. Criminological Safety of Educational Organizations: Problems of Conceptual Apparatus. Vestnik of the Omsk Law Academy, 2019, vol. 16, №. 1, pp. 60–65. DOI: 10.19073/2306-1340-2019-16-1-60-65.


Содержание номера / Contents


Номер: